Алексей В. Медведев
"Мистическая Психокибернетика"
(2010)


 

скачать в формате PDF

Видео: "В поисках Внутреннего Эдема" (05.11.2023)

Я хочу рассказать вам об одной весьма интересной и познавательной сфере знаний, которая и ставит множество вопросов перед каждым из нас, и даёт столько же ответов. Давайте начнём. И начнём мы, конечно же, с Начала...

 

1 В начале Бог сотворил небеса и землю.

2 Но земля стала пустыней и пустотой, и была тьма над поверхностью пучины, и Дух Божий трепетал над поверхностью вод.

3 И Бог сказал: Пусть будет свет. — И появился свет.

4 И Бог увидел, что свет хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днём, а тьму назвал ночью. И настал вечер, и настало утро — один день.

6 И Бог сказал: Пусть будет пространство посреди вод и пусть оно отделяет воды от вод.

7 И сделал Бог пространство и отделил воды, которые под пространством, от вод, которые над пространством, и стало так.

8 И назвал Бог пространство небом. И настал вечер, и настало утро — второй день.

9 И Бог сказал: Пусть будут собраны воды под небесами в одно место и пусть покажется суша. — И стало так.

10 И Бог назвал сушу землёй, а собрание вод назвал морями; и увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: Пусть произрастит земля зелень, травы, дающие семя, и плодовые деревья, приносящие плоды, по их роду, в которых их семя, на земле. — И стало так.

12 И земля произвела зелень, травы, дающие семя, по их роду, и деревья, приносящие плоды, в которых их семя, по их роду; и Бог увидел, что это хорошо.

13 И настал вечер, и настало утро — третий день.

14 И Бог сказал: Пусть будут светила в небесном пространстве, чтобы отделять день от ночи, и пусть они будут для знамений, и для сроков, и для дней и годов;

15 И пусть они будут светилами в небесном пространстве, чтобы светить на землю. — И стало так.

16 И Бог сделал два больших светила: большее светило для управления днём и меньшее светило для управления ночью, и звёзды.

17 И поместил их Бог в небесном пространстве, чтобы светить на землю,

18 И управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы, и увидел Бог, что это хорошо.

19 И настал вечер, и настало утро — четвёртый день.

20 И Бог сказал: Пусть воды кишат множеством живых существ и пусть летают птицы над землёй в открытом небесном пространстве.

21 И сотворил Бог больших морских животных, и всякое движущееся живое существо, которыми стали кишеть воды, по их роду, и всякую крылатую птицу по её роду; и увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, сказав: Плодитесь, и умножайтесь, и наполняйте воды в морях, и пусть умножаются птицы на земле.

23 И настал вечер, и настало утро — пятый день.

24 И Бог сказал: Пусть земля произведёт живых существ по их роду: скот, и пресмыкающихся, и земных животных по их роду. — И стало так.

25 И Бог сделал земных животных по их роду, и скот по его роду, и всех пресмыкающихся по земле по их роду; и увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: Сделаем человека по Нашему образу, согласно Нашему подобию; и пусть они владычествуют над морскими рыбами, и над небесными птицами, и над скотом, и над всей землёй, и над всеми пресмыкающимися, которые пресмыкаются по земле.

27 И сотворил Бог человека по Своему образу; по образу Бога Он сотворил его; мужчиной и женщиной Он сотворил их.

28 И благословил их Бог; и сказал им Бог: Плодитесь, и умножайтесь, и наполняйте землю, и покорите её, и владычествуйте над морскими рыбами, и над небесными птицами, и над всем живым, что движется по земле.

29 И сказал Бог: Вот, Я дал вам всякую траву, дающую семя, которая есть на поверхности всей земли, и всякое дерево, у которого плоды, дающие семя; они будут вам пищей.

30 А всем земным животным, и всем небесным птицам, и всем пресмыкающимся по земле, в ком есть живая душа, Я дал в пищу всякую зелёную траву. — И стало так.

31 И увидел Бог всё, что Он сделал, и вот: это было очень хорошо. И настал вечер, и настало утро — шестой день.

 

Это известный отрывок из книги Бытия говорит нам о том, что изначально всё было в целостности и единстве. Как един Сам Творец, так едино в своей глубинной основе и Его творение. Но также говорится о том, что Бог стал отделять что-то одно от чего-то другого. Но Он начал противопоставлять одно другому: свет – тьме, небо – земле и т.д. Это я сказал к тому, что природа мира, в котором мы живём и с которым соотносимся, дуальна. И дуальность природы проявляется во всём: от галактик до элементарных частиц, от внутреннего мира (психического или духовного) до событий в мире внешнем. Тут мы видим то, что это порождённое разделение даёт каждому из нас невероятные возможности. Ведь именно «единство и борьба противоположностей» и движет развитие. Благодаря тому, что есть две стороны чего-то, есть возможность обрести третье, новое. Это не просто двойственность, а то, что лежит в основе Троицы.

 

Это можно видеть везде в мире, каждый из вас легко назовёт любую пару противоположностей. И каждый человек проживает свой жизненный опыт на Земле с определенной задачей, которую в него вложил Творец, и с определенной особенностью. Человек, с одной стороны, индивидуален, а, с другой стороны, похож на других. Исходя из этого мы можем выделить ряд фундаментальных особенностей как единства групп людей, так и их противоположности. Что тут именно стоит видеть каждому из нас? Кроме этого, одна из известных дуальных пар в представлении о мире – это энергия и информация. Сейчас я хочу поговорить об информационном аспекте бытия. Он важен тем, что время, в котором мы живём – это, как я его называю, уже постинформационное общество. Это период, который одной ногой в информационном обществе, а другой – уже где-то там, и потомки назовут этот следующий период. Сейчас очень важно осознавать, что все мы информационно связаны. Информацию мы воспринимаем различными органами чувств или так называемыми «каналами восприятия». И вот тут обнаруживается очень интересный момент: каждый человек имеет в себе особое соотношение тех или иных каналов восприятия информации. Это помогает увидеть то, как каждый человек взаимоотносится с миром.


Типологии человека появились достаточно давно, это началось ещё с астрологических наблюдений древних. Астропсихология древних цивилизаций, в которой определенным группам людей предписывались особые черты характера, склонности, их место в мире и т.п. К ХХ веку астрология ушла в область оккультно-эзотерических знаний, и восторжествовала психология. Благодаря работам Карла Юнга мы смогли познакомиться с новой типологией человека, которая связана с типами психики. Например, «человек ощущающий», «человек мыслящий» и т.д. Юнг начал эту типологию развивать и передал её потомкам для дальнейшего доразвития. Впоследствии, в 80-х годах ХХ века литовский психолог Аушра Аугустинавичюте взяла эти идеи Юнга и выделила определенные совокупности в формулу представления о человеке и о сообществе людей, которую она назвала соционикой (от понятия социона – группы взаимосвязанных людей). Её работы помогли выделить 16 типов «информационного метаболизма» - то, как каждый человек усваивает информацию, через какие каналы. Основных каналов было выделено четыре. Один канал назван был сенсорикой – это всё, что связано с ощущениями. Второй – этика. Этот аспект включает в себя отношения между людьми, поведение, эмоциональные связи. То, как человек соотносит себя с обществом и видит соотношения внутри общества. Тут важно учитывать, что у каждого человека представлены все четыре канала восприятия, просто какой-то из них более предпочтительный, а какой-то – менее. И они, эти каналы, образуют дуальные пары – то есть, противоположности. Третий канал восприятия – это логика. Это то, что у Юнга называлось мыслящим типом человека. Это порядок, структура во взаимоотношениях, последовательность – то есть, всё то, что связывают обычно с работой левого полушария. И четвёртый, последний канал восприятия – это интуиция. Интуиция относится ко всему тому, что можно назвать «сверхъощущениями». Это восприятие пространственно-временных связей, целостности состояний. И, возвращаясь к идее дуальности всего в природе, противопоставляются интуиция и сенсорика, логика и этика. Они противопоставлены, но при этом – взаимодополняются, как разум и сердце.

Я тут задумался о том, было ли какое-либо эволюционное развитие этих функций у человека? Ибо доминанта какой-либо функции вызывает определенное поведение сообщества. А общества развивались, социально эволюционировали. В нашем мире всё взаимосвязано, поэтому возможно представить процесс формирования человечества как рождение ребёнка. Ребёнок, находящийся в утробе, может воспринимать окружающий мир лишь сенсорно, лишь физическими ощущениями. В процессе родов ребёнок отделяется, и тут уже появляются отношения. Он впервые начинает чувствовать себя отдельным от матери. Далее ребёнок начинает перемещаться в мире, начинает видеть объекты, которые его окружают. То есть, возникает логическое мировосприятие – появление следующей функции, логики. По мере взросления и наблюдения за окружающим миром у ребёнка возникают предчувствия – интуитивная функция. И вполне возможно, что и в развитии человеческого сообщества шёл такой же процесс. Как нам описывают: сначала все жили в одной пещере, рядом – сенсорика. Потом начали контактировать с другими племенами – это этика. Потом начали строиться нормативные акты взаимоотношений – это была логика. А потом, через интуитивные прозрения и озарения, появились религиозные представления.


Аушра Аугустинавичюте назвала эту науку соционикой, но мне бы хотелось рассказать об этой сфере знаний как о психокибернетике. А теперь расшифруем этот термин. «Психо» - это психика, понятие очень широкое. Вот как пишут об этом в википедии: психика (от греч. Дыхание, душа) – это особая сфера жизнедеятельности животных и человека, их взаимодействие с окружающей средой, способность активного отражения реальности и способность к душевным процессам и явлениям: восприятии информации, субъективные ощущения, память, эмоции и т.п. Психика находится во взаимодействии с соматическими телесными процессами. Психика оценивается по ряду параметров: активность, творчество, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т.д.


А под кибернетикой я бы хотел рассматривать вот что: кибернетика – это наука об общих процессах и закономерностях управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество. Если говорить вкратце, кибернетика – это наука о получении, хранении, передаче и образовании информации. Это никак не противоречит понятию «информационный метаболизм», представленному автором.

В чём же здесь суть? А суть в том, что вышеназванные функции связаны с автоматическим аппаратом нашей психики. То есть, описание типа информационного метаболизма – это не описание какого-то живого человека, это, в первую очередь, описание того робота, который живёт в каждом из нас. Того автомата, который создан в помощь нам для того, чтобы проводить неосознанно жизненные процессы. Сейчас проводится очень много исследований по раскрытию этого момента и генетически, и с точки зрения воспитания. Но пока однозначного решения тут нет. Замечено только то, что свой ТИМ человек получает на всю жизнь. Изменить нельзя, но можно перенести всю эту автоматику в осознанность и превзойти её. Использовать этого робота, живущего в нас, себе и окружающим во благо, а не позволять ему командовать собой. Потому что он – главный реакционер в каждом из нас.


Ещё хотелось бы сказать о фундаментальных понятиях, известных всем: порядок, хаос и гармония. Каждый может по-разному это представлять, но в данном случае порядок – это нечто заранее предсказуемое, нечто, имеющее структуру, форму и не подверженное изменениям. Хаос – это противоположность порядку. То есть, то, что постоянно находится в динамике, в изменении, оно – то, что борется с порядком. Целостная совокупность этих двух сторон мироздания называется гармонией. Гармонию мы можем видеть в окружающем мире, переживать внутри, а самое гармоничное состояние – это любовь. В любви есть и порядок, и хаос, но они уже не борются, а живут в союзе. Эти понятия – основные в устройстве мира, поэтому они находят отражение в людях и в том «киборге», который присущ каждому человеку. И те наши типы информационного метаболизма, которым более свойственна стихия порядка, стали называться рационалами. Те, у которых доминирует хаотичность, получили название «иррациональные». Эта пара противоположностей – рациональность-иррациональность – один из важнейших аспектов типа информационного метаболизма.


Но что ещё важно выделить кроме этого? Мы приходим в этот мир, по-разному с ним взаимодействуем. И тут очень важна такая категория, как внимание. То, куда обычно оно обращено. Есть люди, погружённые в себя, а есть люди, погружённые во всё окружающее. В связи с этим были выделены два аспекта: интроверсия и экстраверсия. Это говорит о том, куда направлен фокус внимания нашего автомата: на внутренний мир или на внешний. Определенному типу свойственно или первое, или второе в бОльшей мере. Но на отдельных этапах жизни человек может погружаться или в экстраверсию, или в интроверсию. Это может происходить даже в течение дня, просто у кого-то это переключение фокуса внимания происходит автоматически и без усилий, а кому-то необходимо приложить для этого старание. Благодаря тому, что были выделены функции восприятия мира (этика, сенсорика, логика и интуиция), рациональная упорядоченность и иррациональная хаотичность, а также экстравертность и интровертность, выявились 16 более-менее стабильных типов информационного метаболизма. Все эти 16 типов вместе образуют одного как бы сверхчеловека. Некоторые, услышав это, могут подумать: «Значит, я ущербный. Обрубок, одна шестнадцатая целого». Но это, конечно же, не так. В нас есть все эти функции, но надо понимать и осознавать то, что находится в сильной, а что – в слабой стороне. Ещё один важный момент: дуальность мира наблюдается и во взаимоотношениях между людьми. И у человек с одним ТИМом есть другой человек с другим ТИМом, который полностью дополняет недостаточное у первого. Это можно сравнить с Адамом и Евой: для каждого Адама есть своя Ева, а для каждой Евы – свой Адам информационного метаболизма. А сейчас хотелось бы рассмотреть то, как, благодаря этим функциям у каждого из нас формируется своё особое мировосприятие. Под мировосприятием понимается то, как мы видим мир, как мы видим его целостным и гармоничным для себя. Что для нас является прекрасным, дивным миром. Всё это можно достаточно просто проследить, так как мировосприятие проходит через фильтр информационных функций. И мы имеем представление не только о мире внешнем, но и о мире внутреннем,  о себе, о Боге. Мировосприятие – первое и, так как на это могут попасть разные функции, то получается, что мир для каждого человека через эту призму – отличен от других. Например, у человека, для которого приоритетная функция – сенсорика, мир будет познаваться через ощущения. И для него другие фильтры восприятия, другие миры останутся в чём-то непознаваемыми, непонятными, а в тяжелой форме - враждебными. Когда сенсорик начинает обмениваться информацией со своей противоположностью, с интуитом, то происходит настоящее столкновение двух противоположных миров. Когда это происходит на уровне автоматизма, недопонимания, то происходят постоянно «бытовые стычки». Или, например, логический мир, для которого приоритетен внешний порядок, законы, осознания встречается с миром, для которого самое важное – эмоции и человеческие отношения. Тут тоже произойдёт серьёзное столкновение. Это, кстати, довольно часто обыгрывается в фильмах: например, в фильме «Аватар», где произошло столкновение людей логических, пришедших распространять свои порядки, с людьми этическими, для которых самое важное – эмоциональная сторона отношений. Это всё, что касается первой функции: того, как наш внутренний автомат воспринимает мир.


Вторая функция информационного метаболизма человека – это творческая функция. И если по первой функции через фильтр мы информацию принимаем в себя, то вторая функция – канал того, что мы выдаём в мир. И эта выдаваемая информация тоже проходит через один из четырёх фильтров. Кто-то может хорошо что-либо делать руками, кому-то хорошо удаётся наводить порядок в доме, кто-то следит за временем, может предчувствовать и прогнозировать, кто-то хорошо налаживает отношения между людьми. Эта функция – творческая. И она важна в первую очередь тем, осознаём ли мы, что творим, или нет. Потому что оскверняет человека не то, что входит в него, а то, что из него выходит.


Важно учесть и ту функцию, которая находится в нашей слабой области. То есть, которая ещё менее осознаваема. Третья функция (болевая или функция наименьшего сопротивления) – это тот канал информации, который наименее нам приятен в использовании его. И не хочется получать информацию  по нему извне, и самому изнутри вроде нечего по нему пустить. На этом строятся конфликты, в первую очередь, с самим собою. Конфликты и с окружающими: информация, которая идёт на болевую функцию, прямо ударяет по самооценке человека. Болевые функции имеют те же самые аспекты: сенсорика, логика, этика или интуиция. Например, если болевая функция – сенсорика, то человек постоянно будет озабочен своим здоровьем, своим физическим состоянием. И информация (особенно негативная), поступающая извне и направленная на болевую функцию сразу вызовет реакцию защиты у внутреннего автомата. «Мне нужно защититься от этого канала информации!». В данном случае, от человека, который эту информацию распространяет. А чем защищаться? Творчеством. Болевая функция всегда противоположна творческой. Вместо того, чтобы разобраться в себе и понять, что не ты уязвляешься, а внутренний робот, человек начинает защищаться, закрываться. Болевую функцию можно ис-целить (от слова «целостность»). Но для этого надо, по крайней мере, её осознать. Поначалу, конечно же, автомат будет реагировать, но, по мере работы с болевой функцией, такой болезненной ахиллесовой пяты уже не будет. То, что нас задевает, обычно связано или с болевой функцией, или с особенностями мировоззренческого фильтра. Задевает именно информация, но она поступает через определенный канал. И, зная свой болевой канал, можно понять, почему та или иная ситуация вызывает чувство дискомфорта. Но это сложно понять, потому что мало ли что может случиться. И пробоины, если нет навыка и закалки, будут случаться. Получил негатив – придётся с этим негативом немного подрезонировать. Но если есть осознания того, что это не такой плохой человек, который специально пришёл тебя обижать, а твой собственный канал восприятия подобной информации слаб, то происходит гармонизация. И меньше тех неприятных последствий, которые неизбежны для людей, начинающих сильно резонировать на негатив. Если, например, болевой канал – этика, то такой человек, вступивший в любые отношения с людьми и получивший оттуда негатив может создать себе устойчивый стереотип, что «все люди сволочи» и т.п. Проблема ещё и в том, что такой человек, гневаясь по своему слабому каналу отношений, будет притягивать к себе повторение подобных ситуаций.


Все функции у каждого типа (всего их 16) выстраиваются в определенном порядке и взаимоотношении. Человек получает в пользование для жизни на земле «психокибернетический скафандр». Например, я надеваю скафандр «бурильщика Луны» со всеми инструментами, для этого необходимыми. И не беру то, что не понадобится, например, ласты. Но, если я прилечу на Луну, и там окажутся водоёмы, то моя функция – отсутствие ластов – окажется болевой. Проявляем мы этот «боекомплект» через познание, изучение мира и себя.

Слабая функция – это то, куда нам не хочется ввязываться и хочется, чтобы к нам подобная информация не поступала. Есть ещё и четвёртая функция. Она у нас тоже слабая, но относится она не к тому, чего мы не хотим получать, а к тому, что хочется получать извне. Особенно если подобная информация положительно заряжена, человек испытывает блаженство, получая её. Поэтому её называют суггестивной или внушаемой функцией. Это тот канал информации, через который человека легко погрузить в транс, от лёгкого до глубокого. Это та область, в которой нам бы хотелось, чтобы кто-нибудь там за нами ухаживал.


В итоге получается индивидуальный аппарат для миропознания и со-творчества, с которым следует учиться жить в согласии и осознанности. Это даёт понимание того, что у моего ближнего (соседа, супруга, супруги) может быть совершенно другой мир, другие условия для того, чтобы видеть идеальное и себя в нём. Творческая функция тесно связана с нашей сферой деятельности. Если, например, интуиту ограничить приток интуитивной информации (знаний, тонких материй, прозрений и т.п.), то мир его начнёт рушится, и эго будет чувствовать себя умирающим. А это ведёт к тяжким переживаниям. А творчество, оно в данном случае то, чем ты занимаешься в этом мире. Тем ли, к чему «призван». По тому ли, творческому, каналу информации идёт основная твоя деятельность. Каналы – это Божественный поток. Если приводить в пример того же бурильщика: он видит, что в руках у него нужные инструменты, бурит и порода поддаётся. А если его с теми же самыми инструментами отправляют черпать воду, то ничего не выходит. Почему же не черпается? Ни в одном, ни в другом, ни в третьем водоёме. Это если говорить о том, в чём проблема системы образования, укрепившейся в нашем обществе. Да, специализации выделяются, но зависят они скорее всего от веяний социальной моды или от нужд государства, а не от индивидуальных потребностей каждого человека. Сейчас у нас бум экономистов – и все ломятся в экономику, финансы, бухгалтерию. И человек, не приспособленный по природе всё это делать, может, конечно, этим заниматься, но ему придётся рано или поздно вступить в конфликт с самим собой, который тут же перейдёт в конфликт с окружающими. Соционические типы помогают человеку понять то, насколько он находится в своём канале получения информации, и все те, с кем он имеет отношения.


Благодаря принципу противоположностей, борющихся и дополняющих друг друга, между людьми с определенными ТИМами возникают особые отношения. И самый «популярный» тип отношений – это дуальные отношения, отношения между двумя типами по дополнению. Когда твои слабые функции полностью «прикрыты» человеком, у которого они – наоборот, сильные. Получается такая чёткая сцепка, симбиоз, и всё, казалось бы, замечательно. Но в чём парадокс целостности? Как только обретается целостность, единство, исчезает борьба, творчество и развитие. Мы все стремимся найти свои вторые половинки на всех уровнях, на уровне информационного метаболизма тоже. И мы, не осознавая свой встроенный психокибернетический скафандр, предполагаем, что точно такой же скафандр – у каждого.                
                                                                          

Если переводить всё на религиозные аналогии, то можно сказать, что наша третья, болевая функция – это наш индивидуальный ад. Творческая функция – наши благие намерения, которые могут привести в этот самый ад. А четвёртая функция – это наш индивидуальный рай.


У тех, кто описывает рай как встречу со всеми любимыми людьми, определённо, сильная функция – этика взаимоотношений. Суггестивная функция, то, что человек хочет, в отношениях. Человеку не хватает эмоциональных или слаженных отношений, и, когда появляется другой и привносит ему это, он ощущает себя как в раю. И ад – тоже. Все адские переживания связаны с болевой функцией. Я говорю о представлениях о рае, аде и Боге, которые во многом формируются у людей благодаря фильтрам восприятия. И это важно учитывать в сфере религиозной толерантности. Люди-дуалы живут в совершенно разных мирах, но на уровне автоматизма между ними происходит мгновенная сцепка. К этому многие стремятся, так как думают, что подобные взаимодополнения в отношениях близких – идеальны. Замечательно, конечно, когда у тебя ничего не болит и всё есть, что хотелось бы. Но образуется эффект теплицы, идеальные условия, в которых нет развития. Каждый человек бессознательно через свой фильтр восприятия хочет увидеть в любом другом человеке дуала. И требования к нему предъявляет такие же. Когда замечаются несоответствия этому идеалу, то начинаются трения и конфликты. При этом хотелось бы, чтобы другой человек был одновременно и таким же, как мы, и нашей полной противоположностью. Получается парадокс, в котором мы все вертимся.


Во взаимодействии людей с идентичными ТИМами есть один очень хороший момент – взаимная сонастройка, «эффект камертона». Если, к примеру, ты находишься в душевном разладе и встречаешь человека с таким же типом информационного метаболизма, но в душевной гармонии, то автоматически начинаешь «приходить в себя». Но сложность тут возникает в том, что люди выдают и получают одну и ту же информацию. Из-за этого очень быстро идёт насыщаемость, и нет никакого нового притока. То, что другой человек выдаёт, не вызывает серьёзных конфликтов и споров, но того, что тебе требуется, он не может дать, так как сам нуждается в том же самом.


Так как типов всего 16, то разновидностей отношений выделили всего 14. В одних отношениях мы учимся, другие нас дисциплинируют. Есть отношения, которые не только дополняют, но и могут дать приток сильной новой энергии, вдохновения. Есть даже специальная соционическая психотерапия, основанная на учитывании этих отношений между различными ТИМами. С дуалом можно почувствовать себя целостностью, с таким же, как ты – сонастроиться, в активационных отношениях вывести свой нейтральный внутренний заряд на позитивный уровень – всё это происходит автоматически. Есть и отношения конфликтные, где находит коса на камень. И мы бы хотели бессознательно избегать таких отношений, но тут у каждого по-своему. Если вернуться к отношениям мужчины и женщины и к любви, то нужно понимать, что любовь выше робота. Любовь, она превосходит всё. Но любовь – это целостность, безотносительность, она может возникнуть внутри каждого и между двумя любыми людьми. Но, когда начинаются отношения внутри пары, тогда включается автоматика. И, если люди влюбились друг в друга, но их автоматика – конфликтная, то потом, после завершения периода влюблённости, начинаются проблемы в отношениях.


Возможно ли открыть в себе все эти каналы восприятия и быть целиком открытым миру для общения? Моё мировосприятие говорит, что да, потому что всё возможно. Но… это надо открывать… Остаётся только одно – работать над усилением слабых функций. Конечно, их можно отслеживать. Но окружающий мир, в котором мы живём, с его энтропией будет постепенно снижать осознанность. И мы будем возвращаться опять к своему первозданному. Полюбить врагов своих, то есть, свои слабые функции, можно и нужно. Если бы к этому каждый стремился и превзошёл, мы жили бы куда более счастливым сообществом.


Эти типы можно применить не только к людям в социуме, но и к самому себе. И тот канал, который болевой, сигнализирует о том, что он требует развития.


Есть ещё очень важный аспект, касающийся экстраверсии и интроверсии. И каждая функция представляется как экстравертная или интровертная. Есть логика внешнего мира, а есть логика мира внутреннего. Есть сенсорика внешнего мира, которая относится к силовым и волевым моментам, а есть сенсорика внутреннего мира – мои собственные физические ощущения. Как и интуиция внешняя – отслеживание взаимосвязей между событиями, между происшествиями, так и интуиция внутренняя – восприятие целостности внутреннего мира и все временные связи в себе.  Так уж поделилось, что одна половинка у нас – интровертирована, а другая – экстравертирована. Все ТИМы делятся на экстравертов и интровертов, на рационалов и иррационалов – тут очень ярко показана вечная борьба порядка и хаоса. Тут мы опять подходим к тому, как важно строить содружество между противоположными мировосприятиями и миропроявлениями. Чтобы всё не превращалось ни в лёд, ни в пар, а оставалось живой водой. Так же и в истории: на смену царскому порядку пришёл революционных хаос, на смену революционному порядку – перестроечный хаос и т.д. Вечная борьба, но гармоничности – нет. Это всё отражается не только на внутреннем мире, но и накладывает отпечаток на внешний мир, на окружение и в том числе и на внешность человека. Замечено, что сильные каналы восприятия создают человеку определенную конституцию. Например, удлинённая, вытянутая фигура у интуитов. Это связано с тем, что физическое тело мало нужно для получения и переработки информации. Тело, по большому счёту, нужно лишь для поддержания жизнедеятельности мозга. А сенсорики, напротив, имею раскаченные тела и мощные пальцы для осязательного исследования мира.


То, что женщины более интуитивны, более правополушарны и более хаотичны, а мужчины более рациональны и сенсорны – это и стереотипическое представление, и определенный архетип. Это архетип мужчины и архетип женщины. Но в жизни выходит то, что все мужчины и все женщины – разные. Это очень важно учитывать при воспитании. Наша система воспитания приучает к тому, что все мальчики должны быть мужиками, а все девочки – кисейными барышнями. К чему это приводит? К тому, что есть у нас резкие напористые бизнесвимен и мужчины с разнообразными половыми трансверсиями.


То, о чём я говорил, есть и у женщин, и у мужчин. Но не на уровне характера, души, самой личности, а на уровне психической автоматики. По материалам исследований можно выявить некоторые особенности, присущие женщине и мужчине одного психотипа. Но, например, сенсорно-логическая экстравертная женщина будет иметь больше мужских черт, чем интуитивно-этическая интровертная. Потому что они привыкли взаимодействовать с разными потоками информации. И из этого информационного естества женщины вытекает то, что одна будет лучше работать в поле, а другая будет лучшей нянькой для детей. Это так, но мы пытаемся объять всё. Тут приходим к такому моменту: либо каждый из нас старается свои слабые функции понять и строить свои отношения с людьми через осознание своего робота, либо следует по пути наименьшего сопротивления. Тут очень многое сводится к нашей жизненной энергии. Она будет постоянно тратиться на перестройку себя или на прикрытие своих слабых сторон.


Эти 16 типов также подразделяются на четвёрки - квадры. И каждая квадра состоит из двух дополняющих типов, ещё они пересекаются как активаторы и зеркальщики. В зеркальных отношениях имеется общность интересов, сильные и слабые стороны совпадают. Тут продуктивно идёт обучение: ты видишь в своём зеркальщике то, чего тебе не хватает. Первая функция зеркальщика коррелируется твоей второй творческой, и наоборот. Получается обучение в одной сфере.


В интернете можно протестироваться по соционическим тестам. Но они не всегда могут быть верными, поскольку нам всегда хочется либо дуализироваться, либо выдать желаемое за действительное, либо действовать с ограничением своими стереотипами. Лучше пройти несколько подобных тестов. Есть довольно хорошо работающий тест Гуленко. Есть западные типологии, они не соционические, но много схожих черт имеют – это тест MBTI, который часто используют для определения профилирующей деятельности у человека. Также для типирования используется интервью, когда знающий человек через общение выделяет сильные и слабые аспекты испытуемого.


Практическое применение этого в том, что начинаешь узнавать себя во вне. До этого всё это было в бессознательной сфере, и ты фактически был управляем этим роботом. В итоге происходит резонанс себя-внутреннего с этим внешним описанием. Узнавая себя, свои сильные и слабые стороны, начинаешь принимать себя таким, какой есть. Осознавая, что это не Я такой плохой, а просто не научился ещё пользоваться психокиборгом своим. Это – некоторая заданность, которую нужно принять как цвет волос, рост и т.п.


Сильные стороны названы сильными потому, что там лежит твоя уверенность, сфера твоих идеалов, там ты чувствуешь себя всегда на своём месте. В этих сильных функциях тебя радуют и мир, и окружающие люди, и ты сам. Сильная сторона – это то, что у тебя получается легко и с вдохновением. И, например, та же кастовая система в Индии складывалась с учётом сильных и слабых сторон людей. Брахманы-жрецы - это интуиты, они работают с тонкой материей: с информацией, идеями, мыслями, предчувствиями и т.д. Кшатрии-витязи – это логики, те, кто строит порядок, управление. Вайшьи-купцы – это этики. Они налаживают деловые отношения и связи между людьми. А шудры-земледельцы – это сенсорики, они работают с осязаемым миром. Эти аспекты всегда чувствовались, и общество было куда более гармоничным.


Сейчас типировщики могут типировать человека уже с младенческого возраста. Тут многое зависит от родителей, ибо они получают в итоге «инструкцию» о том, как им лучше быть со своим ребёнком.


Каждый из 16 типов обладает своим особым восприятием религии и Бога. Это действительно так. Чаще всего все откровения, прозрения приходят в мир через интуитов. Это естественно для них. Интуиты видят Бога наименее материальным, менее воплощённым, менее личностным, потому что интуиция – это функция и сфера абстрактная. Если логики подходят к религии и к Богу, то для них Бог – это порядок. Упорядоченный Бог даёт заповеди. Тот Бог, о Котором говорил Моисей в Библии – это Бог, задающий строгие правила. Это логическое представление о Боге. Этический Бог ближе к Христу. Это там, где рождается заповедь «возлюби ближнего, как самого себя». Заповеди этических отношений между людьми, построение гармонии на уровне отношений. Понятное дело, что творец неизмерим и всеобъемлющ, но выше обозначенное – это Его грани, которые мы можем благодаря своему психоскафандру воспринять и попытаться передать. Идолопоклонничество, ранние формы религии, где важна была осязаемость, - это восприятие Бога сенсориком. Поэтому так важны были физические жертвы, которые приносились в дар Божеству. Построить Богу храм – тоже из восприятия сенсориков, этим они пытаются Бога закрепить. Но зато, благодаря этому у нас есть наследие. Интуиция всё летает в воздухе, но интуит-пророк умрёт и ничего после себя не оставит сам по себе. Людям придётся снова познавать и открывать Бога. А если к нему подойдёт сенсорик-рационал, то он это всё запишет, зафиксирует и передаст другим поколениям.


Естественно, что религиозные концепции потом резонируют с каждым индивидуально. Поэтому и возникают «сражения». Столкновения интуита, который познает Бога здесь и сейчас, с последователем строгой логической системы. Или этики воспримут из Писания только одну информацию, а другую могут отсеять, и в этом тоже будет конфликт. От этих фильтров зависят и проявления любви, которые также у каждого свои.   

 

*** *** ***

 

Интуиции противоположна сенсорика, а логике – этика. Конфликт этики и логики – это конфликт разума и чувства. Интуиция – это небесное, а сенсорика – земное. Мой мир – интуитивный. Но для того, чтобы передать информацию о нём окружающим людям, предпочтительно используется логический аппарат. Болевая функция – это этика. То есть, в контакт с людьми вступать сложно, особенно с незнакомыми людьми. А сенсорика, суггестивная функция, наоборот, хочет, чтобы ко мне подошли и обняли.

Сейчас я своим объяснением нажал на Вашу болевую функцию.

Самое замечательное то, что наши слабые функции – это великая помощь нам в нашем развитии. Ибо любое развитие происходит в борьбе. Как только мы преодолеваем все наши слабости, то попадаем в дуальное состояние и становимся целостными.