Здесь и Сейчас

"...Он вспоминал прошлое так, словно все это происходило с ним снова – здесь и сейчас. Его речь стала медленнее. Он постоянно сбивался, умолкал и плакал. Я знал, что ему было больно (вспоминать страшные вещи – это всегда очень болезненно), но все же давил на него, чтобы он продолжал. Я не мог поступить иначе. То, что случилось в старой конюшне, было действительно важно, а Маленький Билл был единственным, кто все видел. Он дважды пытался вернуться к воспоминаниям в прошедшем времени – вернуться в тогда. Явный признак того, что он старался выйти из транса. И мне пришлось погрузить его в сон еще глубже. В конце концов я вытянул из него все".

Этот отрывок из книги «Ветер сквозь замочную скважину» Стивена Кинга, входящей в цикл «Тёмная Башня», весьма точно описывает процесс возвращения человека в прошлые переживания для нахождения в его памяти каких-то важных событий, за исключением разве что того, что гипнотический транс — это не сон как таковой. Проходом сквозь время может стать и чтение книги, ведь в состояние транса обычно и погружается каждый увлечённый читатель, когда за книжкой не замечаются проходящие часы, не чувствуется голод, и ты в этот момент не складываешь умышленно из отдельных букв слова, а из слов — предложения, а сюжет словно сам возрождается внутри тебя, вызывая те или иные чувства, образы… Этот эпизод при чтении также перенёс меня в прошлое, мгновенно на пятнадцать лет назад, когда по сюжету предыдущей в хронологии истории книги, главный герой применял схожий способ для возвращения воспоминаний прошлого. Это особое чувство — мгновенная сквозная связь времён и событий описанных в художественной книге и воплотившихся в моей жизни. Конечно, я знал о гипнотической регрессии и раньше выхода книги «Колдун и кристалл», этот метод меня заинтересовал ещё в первой половине 90-х, когда мне попадались заметки о потерпевших похищения предположительно внеземными пришельцами людей, чья память о тех переживаниях оказалась заблокированной. Тогда это всё будоражило мой ум и казалось чем-то одновременно запредельным и невероятно близким. Сейчас это всё стало для меня жизненной практикой и воспринимается как уже нечто естественное, утратив приставку «сверх-«; теперь это сфера деятельности, в которой я с постоянным интересом развиваюсь и как специалист, и как исследователь, и умения в которой я могу с пользой применять для помощи другим людям.

P.S. Кстати, автор «Тёмной башни» сам долгое время изучал вопросы взаимосвязи времени и сознания, о чём в художественной форме написал в небольшом рассказе «Мой милый пони»