Объективность и субъективность времени

«С природой времени связано немало путаницы, которая в основном возникает из-за неумения провести различие между «общим» и «индивидуальным» временем. Общее время — объективное время — это время, измеряемое календарем или часами; это время, которое заставляет крестьянина вспахивать поле или собирать урожай, которое устанавливает нормальный, естественный ритм биологических функций в человеческих телах. Это и есть та самая матрица, куда направляется обычная деятельность людей. Подобно тому, как общественная деятельность и обычные реакции на жизнь средней личности задаются культурно-религиозными традициями и законами данной страны, на еще более базовом уровне общая деятельность человека и его объективное чувство времени задаются небесными циклами. Небесные циклы служат не только для «изменения» времени, они и есть сама суть общего времени. А фундаментальной характеристикой этого времени, которое приходится осознавать всем людям, является то, что оно циклично. Оно циклично, потому что оно устанавливается периодическими изменениями в космическом окружении человечества — то есть упорядоченной активностью космических целых, лишь малой частичкой которых является наш земной шар.

Помимо этого объективного времени, действительного для всех людей, существует и индивидуальное время, переживаемое отдельными существами как субъективная продолжительность. Оно переживается обычно как бессознательное, органическое душевное чувство, и это чувство не поддается стандартизации, поскольку оно зависит от более или менее индивидуализированного ритма того, кто его переживает, и от особых, невоспроизводимых условий. Субъективная продолжительность — это результирующая состояния органической целостности. Это выражение особого ритма особого органического целого, функционирующего поистине как целое, а не просто как часть более крупного целого.

На уровне строго животной жизни продолжительность — это выражение ритма вида в целом, а не ритма его отдельного представителя, потому что индивидуальные характеристики свойственны виду, а не отдельным организмам, проявляющим биологические характеристики данного вида. Однако в том, что касается людей, по мере того, как начинает действовать процесс индивидуализации и отдельный человек проявляет все более индивидуальные (а значит и относительно уникальные) качества — биологические и прежде всего психологические — начинает ощущаться «индивидуальное время». Поначалу, когда первые стремления юности достигают сознания, это чувство субъективной продолжительности ощущается смутно, почти мучительно, затем оно становится острее, по мере того, как человек начинает действовать как индивидуальность. Эту скрытую реализацию вызывают моменты большого эмоционального напряжения — интенсивной жизни или «умирания»; но были также разработаны методы для того, чтобы сознательно вызвать или ускорить такое внутреннее развитие. Индийская йога является типичным примером такой сознательной попытки индивидуализировать время — результат, получаемый путем управления органическими энергиями и перефокусировкой эго.

Сосуществование объективного времени и субъективной продолжительности в сознании индивидуализированного человека на определенной стадии эволюции порождает глубокий внутренний конфликт. Этот конфликт параллелен и является функцией борьбы между коллективными и индивидуальными факторами личности, между желанием участвовать в коллективных и общественных системах или содействовать им, и стремлением выражать свою неповторимую сущность; между врожденным пониманием того, что одни — это часть большого целого (общества или человечества) и сокровенным ощущением того, что один — это есть целое, неповторимое и самодостаточное.

Бессмертие — это способность жить в мире, созданном самим человеком, и сохранять в целости структуру этого мира (и внутри него — твердо установленные особенности творческой мысли человека), даже невзирая на распад биологического организма, который мы называем смертью. Бессмертие — это победа субъективной продолжительности над объективным временем. Это торжество осознания себя как некоего целого с уникальной сущностью над восприятием себя просто как части человеческого рода, подчиненной общим и общественным шаблонам жизни и поведения».

© Дэйн Радьяр. Лунный цикл: ключ к пониманию личности.