Критерии истинности/достоверности

Переживание (опыт) -> Знание -> Понимание -> Объяснение

Такова формула индуктивного постижения.

Человек переживает некий опыт (встреча с неизведанным, новым), получает личное знание/уверенность этого опыта («это есть»), формирует понимание (устойчивую для себя модель переживания) на основании других своих опытов и знаний, а также описаний других людей, и передаёт своё понимание другим через объяснение на основании имеющейся модели и доступных для передачи средств. Полученное объяснение — это та самая карта, на которую могут ориентироваться другие люди, посчитавшие для себя подобное переживание чем-то привлекательным.

Формула дедуктивного постижения — это обращённая индукция

Объяснение -> Понимание -> Знание -> Переживание (опыт)

Изучение карты с описанием модели некоего опыта приводит к пониманию его на основании имеющихся у человека других понятийных схем, и это в совокупности создаёт у него уверенность/знание в действительности такого переживания. Но здесь уже без его волевого намерения и практики прийти к получению переживания весьма трудно, а порой и просто невозможно (также это формирует установки вроде «такой опыт даруются по милости Божьей», «это судьба» и т.п.). Также можно понять судя по объяснению, что указанное в меню блюдо — вкусное, и знать, что такое «вкусно», но для постижения необходимо ещё это блюдо попробовать.

Проблемы на индуктивном цикле заключается в том, что многие люди застревают или останавливаются на одном из шагов формулы и, не объяв весь цикл, выстраивают с этой позиции своё отношение к жизни и взаимодействие с миром, а заодно пытаются учить на этом основании других людей.

Например, у человека есть знание, но ему ничего не понятно, а раз непонятно — нельзя это знание ни передать другим, ни применить для себя. Или есть у него понимание, но нет знания и инструментов для объяснения (невыразимое интуитивное чутьё). Также немало людей получали самые неординарные и потрясающие опыты, но так и не ощутили его знание/уверенность в нём.

А в дедукции человек может ничего не понять из объяснений или сформировать ошибочное понимание; может понять, но ничего из этого не узнать (отсутствие метода), или же получить теоретическое знание (метод), но не достичь с его помощью переживания.

Примерами-иллюстрациями из мистической сферы для обеих формул могут послужить шаманские опыты в случае индукции, и эзотерические школы — для дедукции. Из научной сферы легендарные примеры индукции — это опыт Ньютона с яблоком и Архимеда в ванной, а дедукции — открытия в астрономии и квантовой физики при помощи теоретической математики.

Полным критерием истинности/достоверности я могу считать интеграцию (то есть встраивание на уровне нейронов и генов) человеком одновременно индуктивного и дедуктивного циклов постижения.

© Алексис Медведев, 2013.