Архетипы и Символы выхода из "Ямы"


В этом обзоре я предоставляю вниманию читателя метафизические аллегории и символические отсылки в испанском фильме, название которого El Hoyo переводится как "яма", однако в русскоязычный прокат он вышел как "Платформа".

Сам фильм содержит в себе много смысловых слоёв, я же отметил в обзоре то, что больше резонирует с моими темами, обозначенными на портале "СинхрОНОмикоН" и канале "Практикум Теофании". Кстати, этот обзор, только немного сокращённый, как премьера вышел в формате видео специально для канала "Скрытый Смысл", благодаря чему содержит в себе наглядные иллюстрации для этого описания.

* * *

"Когда я думал, что уже достиг самого дна, снизу постучали"

- Станислав Ежи Лец

Традиционные представления человечества об устройстве мироздания - от макрокосма Вселенной до микромира устройства самого человека так или иначе обращаются к теме иерархии и тем образам, которыми иерархические структуры можно описать.

Такие иерархически построенные представления отразились и в народной мудрости поговорок, таких как "дурная голова ногам покоя не даёт" или "рыба начинает гнить с головы", указывающих на верхний уровень иерархии как в самом физическом теле человека, где голова не только пространственно расположена наверху относительно ног, но и с развитием наших знаний о мозге именно в голове был обнаружен и общепризнан главенствующий центр управления всеми процессами в нашем теле.

Сообразно своему внутреннем устройству человек наблюдал иерархичность и в мире его окружающем - в распределении ролей в своих племенных сообществах, да и в животном мире, с которым раньше человек ощущал гораздо более тесную связь, нежели сейчас, а кроме того наблюдая за небом, выделяя там среди циклически проходящих перед его взором объектов среди всех как главенствующие - например Солнце, Луна и Юпитер, так и второстепенные - Меркурий, Венеру и Марс. Известное выражение "Размер имеет значение" могло появится только на основе иерархического восприятия мира.

Такая многоуровневая и разноплановая картина традиционно выстраивалась также для мистического, метафизического, духовного измерения бытия. Начиная с троемирия шаманов, одновременно пребывающих и осознанно путешествующих между верхним, средним и нижним миром (Правь, Явь, Навь), исторически потом переходя к "небесам", "преисподням", а заодно и "чинам" существ их населяющих в иудео-христианской традиции; многоуровневым высшим и низшим мирам в индуизме, после возрождаясь в Новом Времени с учениями Эммануила Сведенборга, и далее уже переформатированными в духе эпохи модерна подобного рода картина вырисовывается в схеме пирамиды ценностей от Абрахама Маслоу.

Фильм испанского режиссёра Гальдера Гастелу-Уррутии под названием "Платформа" ( а в оригинале его название буквально переводится как "Яма") помещает зрителя вместе с главным героем фильма по имени Горенг как раз в такую многоуровневую структуру временного пребывания, а именно в сооружение на подобие колодца, где на каждом из многочисленных этажей содержатся люди, что в общем на первый взгляд похоже на обычное тюремное заточение, каким оно казалось и в фильме "План побега" (2013), и здесь ещё можно привести отсылку к серии других фильмов под названием "Куб", а также - "Хижина в Лесу" (2011).

Однако, мы, как и герой фильма, вскоре обнаруживаем, что пребывание в этой Яме имеет существенные отличия от обычной тюрьмы вроде Алькатраса или Шоушенка. Её особенности состоят в том, что раз в день с самого верхнего этажа, обозначенного нулевым уровнем, где располагается Кухня, в колодец Ямы спускается платформа стола со всевозможными яствами, но останавливается она на каждом из этажей по ходу вплоть до самого нижнего лишь на ограниченный срок, а оставлять припасы еды заключённым запрещено под страхом смерти от жара или холода. Это естественно приводит к тому, что оказавшиеся на верхних уровнях Ямы заключённые получают доступ как к более высокому качеству, так и большему количеству питательных ресурсов, необходимых для того, чтобы прожить ещё один месяц в этом мрачном месте. Ведь другая особенность Ямы в том, что по истечению каждого месяца все её обитатели усыпляются, чтобы потом проснуться уже на совсем другом этаже, безо всякой очевидной закономерности в выборе такого перемещения для них самих, что порой оказывается полностью созвучным выражению "и последние станут первыми". Третья особенность Ямы - это возможность заключённым загодя выбрать какой-нибудь предмет, с которым тот бы хотел отправиться в Яму, но при этом не зная вообще, куда он собственно отправляется и что его там ждёт. Задача очутившихся в Яме - продержаться живыми весь заложенный первоначально срок пребывания. Некоторые заключённые подозревают, что у такого эксперимента есть и другие задачи, известные только устроителям Ямы, но уже вскоре им становится не до абстрактных размышлений о сложных схемах - они с головой погружаются в пучину инстинктов в полностью дарвинистском представлении о естественном отборе и о иерархии мира животного по принципу выстраивания "пищевой цепочки".

Однако, главный герой Горенг считает себя не таким, и быть ни хищником ни жертвой местного зверья он не хочет. И вообще, он отправился участвовать в этом эксперименте не по нужде и не по приказу, а по собственной воле - и этот момент стоит отметить, так как он несёт в себе один из ключевых смыслов всецелой картины - Горенг хочет, проведя полгода в Яме, во-первых избавиться от вредной привычки курить, а во-вторых прочитать "Дон Кихота" Сервантеса. Так мы понимаем, что перед нами - образ человека, устремлённого к Индивидуации в юнгианском понимании этого слова, то есть делающего намеренный выбор поставить себя в условия, при которых он сможет преодолеть вошедшие в пагубную привычку внутренние ограничения - свои психологическую и физиологическую зависимости, а также расширить своё мировоззрение и развить самосознание через подобные притчам истории Сервантеса о Хитроумном Идальго, с которым у Горенга мы можем отметить очевидное сходство даже во внешности. Здесь мы видим намерение и готовность человека встать на Путь Героя, каким его описал мифолог Джозеф Кэмпбелл. Кроме того, Горенг в качестве бонуса ожидает получить некий сертификат, что вероятно указывает на то, что при прохождении отведённого срока необходимых испытаний психологическая Персона героя, совершив индивидуацию, обновится.

Но кроме человека, пошедшего Путём Героя, мы сразу знакомимся и с человеком, избравшим, либо нашедшим как наиболее себе такому как он по натуре подходящим, Путь Злодея - пожилого мужчину по имени Тримагаси, не менее "хитроумного", чем наш "Дон Горенг", но принявшего своё положение и обстоятельства в Яме, исходя не из мировоззрения традиционного идеализма, а философии прагматичного модерна. Это символизирует также и предмет, который Тримагаси взял с собой в это испытание Ямой - новейший самозатачивающийся нож, который он купил поддавшись на телерекламу, однажды доведшую его до грани помешательства.

Итак, на одном уровне 48-го этажа Ямы встретились две противоположности, которых объединяет на первых взгляд одно - это условия эксперимента, при которых сокамерники остаются вместе из кона в кон, от месяца к месяцу, пока один из них не выйдет либо по истечению положенного срока, либо - что, как мы уже начинаем понимать, куда более вероятно - погибнув в этом инфернальном колодце.

Здесь стоит остановиться, и вспомнить вновь о таких метафизических концепциях как ад, чистилище и рай из "Божественной комедии" Данте, где проходят круг за кругом свои мытарства души грешников в аду через чистилище устремляясь оказаться в раю; и о буддийском Колесе Сансары, когда индивидуальная душа перевоплощается раз от разу во всё новых условиях и обстоятельствах в иллюзорном подобно какой-то видеоигре мире Майи. Скитания душ продолжаются до тех пор, пока в вызывающих страдания низменной эгоистической части личности человека обстановке и условиях, каждый не придёт к осознанию как смысла с ним происходящего, так и бессмысленности всего этого в экзистенциальном аспекте; пока не произойдёт раскаяние в совершённых ошибках и нарушениях предустановленных высших законов как неких правил божественной игры - Лилы, то есть когда в человеке не произойдёт метанойя - изменение его самосознания до того уровня, с которого он уже будет воспринимать себя и окружающий мир и затем поступать более созидательно и гармонично согласованно с неким Высшим Целым. В Традиции соблюдения таких условий гарантирует любому попавшему в инфернальную яму сансары не только выход оттуда, но и переход в состояние Пробуждённого - Будды, - освободившего себя от пут помрачения ума и иллюзий этого преходящего мира, растворяясь в нирване; или обретая праведность через покаяние, тем самым приближаясь к Престолу Божьему в небесной иерархии загробного мира.

Такой принцип духовной эволюции и олицетворяет сам персонаж Горенга, на протяжении всех своих "воплощений" на разных этажах пытающийся привнести светлые идеалы взаимопомощи, солидарности и способности пожертвовать своим малым ради общего Большого. Однако, идеалы Горенга естественным образом натыкаются на свою диалектическую противоположность - и уже не просто на теорию, а на самую настоящую практику материалистической эволюции - с такими принципами как "кто смел - тот и съел", "человек человеку волк", "убей или будешь убитым" - и вот на таком пути развития пытается достичь самую верхнюю планку иерархии антигерой фильма по имени Тримагаси, и как мы узнаём о его прошлом и увидим по ходу фильма, он со своими принципиальными задачами справлялся весьма эффективно - ведь критерием достижения более высокого положения в его случае является способность выжить самому и занять более выгодное место у общей "кормушки".

Если в Горенге мы находим классический архетип Героя, то Тримагаси - это Трикстер, его дуальная натура похожа на дьявольскую как и показана режиссёров в подходящем тому визуальном ключе, и Тримагаси как дьявол награждает тех, кто служит ему - то есть следует его принципиальному учению о "Законе Джунглей", и он издевается и строит козни тем, кто пытается его всячески отринуть ради добрых и ориентированных альтруизм устремлений. Кроме архетипа Трикстера Тримагаси олицетворяет ещё и архетип Тени самого Горенга, и здесь стоит вспомнить принцип из юнгианской психологии, согласно которому именно через принятие и интеграцию собственной Тени человек совершает Индивидуацию. Как мы сможем увидеть в дальнейшем из сюжета фильма, Тримагаси будет проинтегрирован в Горенга почти в буквальном смысле слова, что ещё раз подчёркивает суть его образа как альтер-эго главного героя.

Другой выделенный персонаж этой истории - женщина по имени Имогири. Встреча с ней происходит у Горенга, когда он просыпается на этаже с многозначительным номером "33", уже пройдя свою инициацию Встречи со Смертью, как и после знакомства со смертоносным началом в самом себе. Так мы узнаём, что Имогири не простая заключённая, а можно сказать "инсайдер", она работает в этой системе, и мы вместе с героем вспоминаем о её непосредственном участии в собеседовании при отборе в Яму. Здесь вновь стоит отметить ключевой момент - Имогири, как и Горенг оказалась в эксперименте по собственной воле, разве что на момент попадания туда ей было известно значительно больше о ситуации, местных условиях и обитателях Ямы, нежели нашему герою. То есть Имогири - это посвящённая, однако решившая после осознания "тщетности бытия" и "иллюзорности майи" самой погрузится в "плотные миры" нижних уровней бытия ради поддержки, помощи и возможности привести к спасению и пробуждению заключённых в Яме - перед нами в ней предстаёт архетип Бодхисаттвы или Христа, хотя и с "масонским" флёром её прошлого среди элиты, но здесь правомерно будет вспомнить, что и Гаутама родился принцем, а род Иисуса записан до колена царя Давида. Архетип Сострадающего Пробуждённого - Боддхисаттвы проявляется в Имогири и через то, что она взяла с собою в яму собачку-таксу - существо, о котором ей там придётся заботиться, заведомо зная, что при этом сама Имогири, возможно, будет терпеть лишения в плане достатка еды, да и ручная собачка вряд ли защитит её от каннибалистически ориентированных сокамерников с других этажей, о которых Имогири прекрасно осведомлена.

В начале нового месяца отбывания уже на 33-м уровне Имогири знакомит нашего многострадального "Дона Кихота" Геронга с концепцией сбалансированного распределения ресурсов между всеми заключёнными, которая та пытается привить ниже располагающимся в Яме, - а именно научить их добровольному следованию принципам "равенства и братства", рациональному совместному пользованию заведомо ограниченными ресурсами, и благопристойным отношениям друг с другом, исходя из установленного свыше и именно потому мудрого справедливого Порядка.

Здесь легко можно увидеть принципы гуманизма и "мораль и догму" масонства, которыми на протяжении столетий и - что более заметно прослеживается - начиная с эпохи Просвещения пытаются привить всей иерархии массового общества представители обществ тайных. Глядя на сложившуюся в Яме всеобщую ситуацию с высоты 33-го этажа, мы приходим к пониманию, что те самые общества в нашем мире считаются тайными для большинства не потому, что они специально и злонамеренно прячутся ото всех, а потому что на более низких "этажах посвящений" тамошние обитатели лишь изредка всматриваются "туда наверх", и им куда проще плюнуть вниз в колодец, нежели принять протянутую сверху руку помощи. Естественно, с верхних этажей подобно вершинному острию венчающего камня зависшего над пирамидой нижние этажи просматриваются куда легче, чем исходя из обратного положения, и это одна из причин возникновения "теорий заговора" - как мема, за которым ощущается бессилие тех ниже стоящих в иерархии "просвещённого общества" классов из конкретных людей, поставивших себя самих в позицию жертвы в действительных или мнимых обстоятельствах, признавая и объявляя себя рабами доступного для их понимания устройства миропорядка.

Углядев по идеалистическим намерениям Имогири в ней свою родственную душу, и найдя общность в их воззрениях, Горенг, желая как и прежде изменить положение вещей в Яме, объединяется с ней ради просвещения масс нижестоящих людей через увещевания на основе "благих намерений", и проходит ещё немало дней перед тем, как они оба признают, что эти попытки их тщетны. Так наш герой открывает для себя на практике ещё один принцип глобального управления - если для одних людей согласно их уровню сознания и бытия вполне достаточно пообещать "пряник" в будущем ради достижения необходимой и очевидной для вышестоящих цели, то для других людей кроме как "кнутом" уже не достучаться, и обычно чем ниже этаж, тем уже не просто кнута, а то и меча-катаны может оказаться недостаточным для наведения своего "светлого доброго вечного мирового порядка"...

В очередном месяце пребывания в Яме оказавшись на 6 этаже Горенг знакомится с новым товарищем по несчастью - мужчиной Бахаратом. У того есть мысль, которой он подчинил свои здесь действия - выбраться наверх от этажа к этажу благодаря взятой с собой верёвки, а также силе убеждения словом соседей по этажам. Казалось бы, достаточно заставить вышестоящих обитателей Ямы поверить в то, что помощь Бахарату в продвижении наверх поможет им также потом когда-нибудь узнать тайны верхних этажей, а то и обрести заветный ключ к свободе или хотя бы доступ к более изобильным благам, и путь по спасительной верёвке как по "лестнице в небо" наверх будет скорым и обернётся всем во благо, однако Бахарат сталкивается с непреодолимым обстоятельством - люди на этаже сверху, которых ты пытаешься обратить в свою веру и тем самым заручиться поддержкой, могут быть просто-напросто воинствующими атеистами, а ещё и сущими эгоистами, которые плевали не только на твои традиционные религиозные ценности, но и на принципы просвещённого гуманизма, о котором уже не по-наслышке знаком новый сосед Бахарата - наш герой "печального образа" Горенг. Тщетные попытки как забраться наверх с помощью верёвки, так и увещевать нижних жильцов быть милосердными и поступать по законам высшей справедливости, доводят героев до той точки кипения, когда Бахарат при поддержке Горенга объявляют свой закон - справедливость, насаждаемая вульгарной демонстрацией силы - праведен тот, кто послушен, а неверные закону справедливости заслуживают сиюминутной смерти во имя закона и ради тех праведников, что его соблюдают. Так они вдвоём намерены на платформе-столе проехать по всем этажам сверху вниз, насаждая свой закон и требуя беспрекословной веры в него и соблюдение устанавливаемых ими обычаев у всех, сокрушая попутно несогласных и неразумных, чтобы в конечном счёте все присутствующие в Яме приняли этот закон справедливости и тем самым помогли друг другу выжить положенные сроки.

В этом эпизоде легко узнаётся образ мировых религий Запада на их этапе широкого распространения "огнем и мечем" - это крестовые походы и джихад, все те догматические правила и нормы поведения, что насаждаются другим под страхом смерти, и это также насильственный сбор податей для "нужд жрецов". Верёвка как символ религии как таковой (что дословно переводится как "связь") крепка и способна привести наверх лишь одного человека за один раз, и то если держащий её наверху другой человек - твой ближний - верит в то же самое, во что веришь ты.

И здесь мы видим в метафорическом понимании данного эпизода, что попытки продвинуть свои идеи на более высокие этажи со своего уровня вероятнее всего заведут тебя в тупик, а то и, полагаясь на помощь тех, кто на самом деле не разделяет твои идеи, так можно попросту свалиться в яму, потому что как и в оруэллском "Скотном дворе" - "гусь свинье не товарищ", а при стремлении передать свои идеи и концепции на ниже располагающиеся этажи иерархии бытия и сознания сам ты столкнёшься с ситуацией, подобно той, с чем имеют дело "просвещённые инсайдеры" 33 уровня типа Имогири, только уже одними запугиваниями других людей кнутом ты не обойдёшься, а взявши так для того меч, знай, что скорее всего от меча ты затем и погибнешь. Наши герои религиозной революции разглядели символ своей веры в десерте панакота, который может стать посланием их всеобщего (а на самом деле узаконенного с позиции силы) неповиновения сформировавшимся устоям в Яме и личной победой каждого её обитателя над соблазном кровожадного божества-каннибала Маммоны, для чего им необходимо лишь сохранить эту нежнейшую панакоту до отправки платформы обратно наверх, прямиком на Кухню... Легко понять, что подобная затея была изначально обречена на провал не только по причине крайней трудности её исполнения на деле, а опять же пр причине отсутствия у наших героев понимания того, как видят абсолютно всё происходящее в Яме те, кто её соорудил, как и не зная ни их ценностей ни целей. Да, "шаблон" бы оказался "порван" таким актом, но лишь для того, чтобы потом быть мастерски заштопанным шеф-поварами на Кухне таким образом, чтобы потом ни панакота, ни любое другое блюдо уже никогда бы не осталось в Яме не съеденным. Для это же достаточно просто на недельку перестать спускать платформу, дабы "символ веры" быстренького превратился для выживающих в чреве Ямы просто в "хлеб насущный"...

А теперь нам стоит подробнее познакомиться с ещё одним примечательным и символичным обитателем Ямы - молодой женщиной Михару. Вместе с нашим главным героем мы встречаем её уже в начале фильма в завораживающе ужасающем виде и подобающей тому сцене - она предстаёт перед Горенгом как нечто стихийное, даже хтоническое, сексуальное и смертоносное, и через совокупность характерных образов Михару просматривается индуистская богиня Дурга, чья ипостась Кали вероятно может быть более известна для зрителя. И если на уровне богов как архетип уже знакомая нам женщина Имогири представляет собой Афину и Деметру как сочетание качеств мудрой и сильной управительницы с заботливой кормилицей, то Михара - это олицетворение женского принципа, который уже также прошёл совокупление и слияние с принципом мужским - как в алхимическом, так и самом непосредственном смысле - Михара является также матерью первого рождённого в Яме, но потерявшегося потом ребёнка, которого теперь Михара ищет, перемещаясь вместе с платформой стола по этажам. Её рвущая и режущая плоть постояльцев Ямы смертоносность олицетворяет собой мужской импульс, тогда как бессловесная чуткость, эротичность (по крайней мере в глазах героя Геронга) и материнский инстинкт происходят из женского состояния Михары. И просочетав в себе эти полярные силы словно Андрогин, она также здесь выражает собой архетип Трикстера, от которого всегда неизвестно чего можно ожидать (отсылка к Трикстеру нам дана ещё в предыстории Михару, бывшей до попадания в Яму талантливой актрисой), только в отличии от Трикстера Тримагаси, она в жизни руководствуется не прагматичными доводами рационального рассудка с опорой на передовые технологии, а своей телесной инстинктивностью и интуитивным чутьём. Вероятно, это также позволило Михару не только выжить в жестоких условиях Ямы, но также и породить потомство, а заодно тем самым наполнить этажи смертельного колодца обречённых своими мифами и загадками. В Михару мы также видим образ Человека Вне Системы - кто-то может разглядеть в её скитаниях по страдам Ямы ещё и Путь Хитреца, то есть Четвёртый Путь, описанный у Гурджиева. Она, скорее всего, уже побывала и на наиболее высоких и на самых близких ко дну этажах ямы, жила вместе со всем многообразием отсиживающих свой в ней срок людей, многие из которых насиловали её, но лишь до тех пор, пока Михару не отгрызала им головы, она могла уже успеть перепробовать все изыски яств и вин, предложенных на общем столе, однако Михару уже видит в нём "не роскошь, а средство передвижения". Режиссёр подчёркивает в ней все контрасты таких разных и даже полностью противоположных граней - её и притягательность и отвратительность, помещая в ней источник жизни и делая её карающей дланью Смерти, показывая осмысленность её намерений с неожиданностью её поступков. Цель у Михару - сиюминутна, эта женщина живёт настоящим моментом, довольствуется сегодняшним днём, просто идя день изо дня в Неизвестность, порой следуя, а порой ловко обходя законы и принципы Ямы. В мистическом понимании Михару также символизирует наш путь преодоления земных привязанностей через опыт близких отношений, и здесь она в чём-то роднится с Буддой Сиддхартхой, описанным так ярко у Германа Гессе в одноимённой книге, который в своих скитаниях перепробовав все крайние явления "мира сего" - голодав и пировав, монашествуя и предаваясь изыскам чувственной любви, постигая премудрости учений и "опустошая ум", приходит к осознанию своей необходимости избрать для себя "Срединный Путь", но всякий Путь - это всегда некий вектор, это движение из начала в конец, и лишь немногие из Путешественников сумели прозреть, что встав на такой путь, ты движешься по кругу, который однажды отчаянно сам захочешь разорвать подобно тому, как стремятся выбраться из Ямы её обитатели.

Итак, с уцелевшими героями мы достигаем самого дна Ямы - по крайней мере оно таким кажется, так как мы не слышим стука снизу, зато слышим, что из под нар доносятся какие-то шорохи - и так мы знакомимся с самым таинственным обитателем Ямы - Ребёнком, маленькой девочкой, родившейся от Михару и никому неизвестного отца, а по сути являющейся Порождением Самой Ямы. Эта девочка - символ Жизни, расцветающей из первозданной тьмы бездны Смерти, как живой птенец, пробивший мёртвую скорлупу яйца - и мы как и герои фильма сейчас не знаем, является ли этот ребёнок Плодом Насилия, или же Плодом Любви? Когда смерть порождает Жизнь, когда из стебля с шипами Насилия распускается благоухающий цветок розы Любви, сам Человек становится Символом, как и Миф воплощается в Человеке. С этого момента Герой, пройдя свой закономерный архетипический путь может уходить с миром. Он знает, что послание Живого Символа будет так или иначе доставлено, ведь сама суть Символа как такового - это соединить вместе верх и низ, внешнее и внутренние, начало и конец.

Так что же такое "Яма"? - возможно сейчас прозвучит у вас вопрос, подобный тому, что задал другой герой по имени Нео о "Матрице" в одноимённом фильме. И здесь мы тоже могли бы принять сказанное ему Тринити о том, что "ответ находится где-то там, и он ищет тебя, и он найдёт тебя, если ты того захочешь". Да, узнать, что такое Яма можно лишь побывав там. А Познать Яму оказались способны лишь те, кто из неё вылез в свой отведённый на то срок или же как-то иначе, обхитрив само Время, но никто даже из числа соорудивших Яму, как тем более ни один из обитателей нулевого её этажа - Кухни, где согласно запросам обитателей готовятся все те блюда, за которые потом внизу разразится борьба не на жизнь, а на смерть, не побывав в низинах Ямы и не прожив там хотя бы день, мы не способны ни считать себя познавшими Яму, ни тем более учить других о том, каков на вкус фунт лиха.

© Алексей В. Медведев, специально для портала "СинхрОНОмикоН", апрель-май 2020 года.