Мой «Маленький Принц»

Кроме опыта переживания быстрого осознания всей моей прожитой до того Момента Прозрения жизни в «обратной перемотке», когда мне открылась вся совокупность событийных и символьных явлений её, затем в первые недели моей обновляющейся пробуждением жизни (см. Алексей В. Медведев «Кэрролл в Стране Зазеркалья») также для меня стали проявляться по-новому известные миру люди, при этом имеющие опредленную синхромистическую связь со мной, и в первую очередь, как уже потом я осозналы, благодаря тому, что каждый из этих людей переживал схожий моему опыт пробуждения вне времени (см. Алексей В. Медведев «К чему это всё?») и, так или иначе, кто отразил такой опыт в своём творчестве (например, Ричард Бах).

Скачать в формате PDF

Скачать в формате fb2

Если проводить хронологию начиная с моего раннего детства, я помню, как мать читала мне «Маленького Принца» Антуана Экзюпери, особенно в памяти остались замечательные рисунки автора, - первое, что запоминается детям, пока те ещё не научены азбуке и грамоте. То, что в этом произведении для ребёнка воспринимается просто волшебной сказкой, с новым осознанием и владением языком мистического символизма можно в данном случае рассматривать как метафорическое описание переживания околосмертного опыта автора во время авиакатастрофы. Известно, что Экзюпери при своих авиаполётах разбивался несколько раз, а также проявлял удивительное бесстрашие перед лицом угрозы гибели в отношении войны.

«Я совсем не хочу, чтобы мою книгу читали просто ради забавы. Слишком больно вспоминать и нелегко мне об этом рассказывать. Вот уже шесть лет, как мой друг со своим барашком меня покинул. И я пытаюсь рассказать о нем для того, чтобы его не забыть. Это очень печально, когда забывают друзей. Не у всякого был друг. И я боюсь стать таким, как взрослые, которым ничто не интересно кроме цифр».

Путешествия Маленького Принца — это мытарства Души писателя-летчика, побывавшего за гранью земной жизни и вернувшегося в неё обратно в Новом Сознании, умеющим теперь видеть за любой «шляпой» своего «слона в удаве». Осмелюсь сейчас предположить, что метод познания Слона через поглощение Удавом будет даже вернее метода, использованного для познания Слона тремя слепыми мудрецами. Детский необусловленный ум и открытое и свободное от страхов Сердце, еще не затянувшийся до конца родничок на макушке как канал связи с Космическим Источником Знания помогают детям видеть то, что для взрослых уже скрылось в тумане и даже мраке бессознательности, автоматической шаблонности мышления, предвзятости и страха перед открытием Неизведанного.

«Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что шести лет я отказался от карьеры художника.»

Сколько в мире сейчас таких людей, отказавшихся от своего призвания в угоду стандартам, конформизму? Может быть ты, читатель, тоже один из таких?

Именно потеря образного мышления и творческого начала воображения характеризует «взрослых» людей внутри Системы, построенной на доминировании и обожествлении качеств левого полушария мозга как инструмента познания и проявления себя в мире по жизни. Правописание, арифметика, географические координаты, история, скомпилированная уже давно ставшими историей историками — царство Левого, отвергшего Правое, в резлультате чего утерявшее Целостность.

«Я хотел знать, вправду ли этот человек что-то понимает. Но все они отвечали мне: «Это шляпа». И я уже не говорил с ними ни об удавах, ни о джунглях, ни о звездах. Я применялся к их понятиям. Я говорил с ними об игре в бридж и гольф, о политике и о галстуках. И взрослые были очень довольны, что познакомились с таким здравомыслящим человеком.»

Мир Маленького Принца, или человеческой Души — это планета, на которой нам хочется взращивать розы, символ чувственной любви и радости жизни, объекты радушной заботы и восхищения, но при недостатке должного ухода, по всей поверхности могут также разрастаться уродливые баобабы — олицетворение людских грехов и пороков: они сначала маленькие, незаметные, но стоит полениться каждое утро их пропалывать, и потом их станет очень тяжело выкорчевать укоренившиеся и сросшиеся между собой в бурелом дерева.

«На планете Маленького принца, как и на любой другой планете, растут полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы.» Как тут не вспомнить притчи Христа о сеятеле и о плодах с деревьев добрых и дурных. «Дети! - говорю я. - Берегитесь баобабов!» Я хочу предупредить моих друзей об опасности, которая давно уже их подстерегае, а они даже не подозревают о ней, как не подозревал раньше и я.»

Планеты, на которых побывал Принц — это обители страданий в персональном аду каждого, кто при жизни пристрастился к чему-либо, будь то власть или пьянство. Ужас такого ада — это бессмыленность своего существования, когда находишься в полном заблуждении в том, что твоя нынешняя деятельность имеет какую-то настоящую важность в этом адском мире. Все эти попытки утопить свою совесть из-за чувства вины за пьянство в вине алкогольном, или же стремление приобрести в собственность все видимые и невидимые звёзды на небе, тогда как на деле для такого человека звезды оказываются закорючками цифр на бумажках, или желание властвовать над всеми на планете, где кроме тебя и нет никого вовсе — есть абсурдный до гротеска сизифов труд. Гордыня привлекательного вида цветка, прячущегося от любви за колпаком и шипами эгоизма, властолюбие короля, тщеславие честолюца, беспробудность пьяницы, бизнес ради бизнеса у дельца...

Фонарщик олицетворяет собой человека, с одной стороны являющегося активистом системы временных стандартов, с другой стороны он сам полностью зависим от такого искуственного распорядка, превращающего в роботов не только тех, для кого он якобы зажигает и гасит фонарь, но вместе с ними и самого себя. Планета Фонарщика, вращающаяся из года в год всё быстрее — это индивидуальное восприятие времени каждым из нас, когда один час в детстве для прогулки — это неизмеримо долго, а месяц жизни в старости — одно мгновение (на эту тему есть хороший рассказ у Стивена Кинга под названием «Мой милый пони»).

«Маленький принцип вздохнул. «Вот с кем бы подружиться, - подумал он ещё. - Но его планетка уж очень крохотная. Там нет места для двоих...»

Для Души, обитающей вне зависимости от искуственно навязанной и обуславливающей системы линейного времени при включении-выключении фонаря, места для двоих – Осознанного и Самозабвенного - на подобной планете не найдется.

В свою очередь Георграф олицетворяет человека, проживающего жизнь в виртуальной реальности, которую считает важнее непосредственных опытных переживаний, он окончательно променял «территорию» на «карту». Также таким перед нами предстаёт человек, боящийся, не признающий переменчивость мира, его бесконечные трансформации. Этим и объясняется его нежелание путешествовать самому, так как Путешествие — это постоянные смены переживаний, и пренебрежение всем, что он сам считает «эфемерным». Он живет в виртуальной реальности собственного каталога, он живет не в реальной местности, заросшей зеленью и цветами, омываемой живой журчащей водой и обдумаваемой свежими ветрами, а на иллюзорной, ограниченной условностями, виртуальной карте, принимая установленную им же неизменность которой за единственную для себя значимую реальность.

Если планеты страданий, инфернальные планы бытия, на которых побывал до этого Маленький принц, то есть Душа Антуана Экзюпери, населены лишь каким-то одним страдальцем, то наша планета Земля представлена как место, населяемое тысячами тысяч подобных страдальцев всех мастей, от тех же властолюбивых королей до горьких пьяниц. Земля - это планета «взрослых».

Повстречавшаяся на земле посреди пустыни, возможно той же символической пустыни, в которую уходил Иисус в поисках искушений, Змея как символ умирания и смертности, но также тайной власти и мудрости, и, в конечном счёте, Нового Рождения, явно отсылает на ко Змию в Саду Эдемском.

Что есть загадка Змеи Экзюпери — ложь или правда?

«Ты так слаб на этой Земле, жесткой, как гранит. В тот день, когда ты горько пожалеешь о своей покинутой планете, я сумею тебе помочь...» - говорил Змей Маленькому принцу, приговаривая: «Я могу унести тебя дальше, чем любой корабль». Говорил ли эдемский Змий Библии ложь Еве или же задал ей загадку, которую она захотела решить с Адамом практическим способом? «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и будете, как боги, знающие добро и зло».

Маленький принц, поднявшийся на вершину высокой горы, точно также, как смотрящие с вершин пирамиды властители, подумал:

«Какая странная планета! Совсем сухая, вся в иглах и солёная. И у людей не хватает воображения. Они всегда повторяют то, что им скажешь... Дома у меня был цветок, моя краса и радость, и он всегда заговаривал первым».

Душа видит, что лишь активное воображение способно порождать радостный и красивый переживаемый жизненный опыт, тогда как реактивное мышление, обусловленность, творит планету сухости, остроты и едкой соли.

Житель такой «планеты взрослых», Земли, - «реактивист» Лис, встретившийся вскоре по пути Маленькому Принцу. Лис не может играть, пока не будет «приручен» к этому кем-то другим, то есть он прокондиционирован до состояния возможности играть, встречающиеся Лису люди оцениваются церез понятия кнута (ружья) и пряника (курицы), центральных для него страха боли или желания удовольствия. Даже дружба для него — это узы, и познать дружбу он может только связав себя узами. Жизнь такого Лиса скучна, да и по сути это не жизнь, а только выживание через реакцию: реакция на голод — охота на кур, реакция на угрозу — избегание охотников. Именно поэтому Лис, своими воззрениями на жизнь символизирующий рептильный мозг реакционного биовыживательного инстинктивного поведения так стремится к необусловленной стимулами Душе-Принцу, желая в воссоединении с ним обрести гармонию в любви и дружбе. Мир Лиса полон стандартных шаблонов, и только чистая любовь способна подарить ему осознание собственной индивидуальности, как и уникальности тех, кто его окружает. «Пожалуйста... приручи меня!» - взывает Лис, не имеющий возможностьь «приручиться» самому, но Маленький Принц не соотносит такое «приручение», для создания уз которого нужно следовать, или опять же — реагировать по шаблонам, определенным условиям, с настоящей искренней взаимной дружбой, которая естественна для сознания Души-Принца. Рефлекторность, ритуальность («нужно соблюдать обряды»), запрограммированность поведения, объяснение отсутствия у людей друзей тем, что друзей пока не продают готовенькими в магазинах.

Естественно, любые отношения, построенные не на творческой активности, а воспринимающей реактивности приводят к страданиям.

«И вот настал час прощания.

- Я буду плакать о тебе, - вздохнул Лис.

- Ты сам виноват, - сказал Маленький принц. - Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...»

«Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.»

Но что самое важное в отношении разума-Лиса и Души-Принца, это то, что именно разлучение одного от другого, пусть и с переживанием боли, страдания, открывает новое видение:

- Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

(Евангелие от Матфея, 5:8)

Второй секрет, открывающийся при расставании Души с Мозгом — это «ты всегда в ответе за всех, кого приручил.» Здесь мы находим глубинное понимание Единства как ответственности за себя, а значит и всех, с кем мы так или иначе проходим свой жизненный опыт, да и сама наша жизнь есть то, что мы все постоянно пытаемся приручить. Законы квантовой механики, неоднократно проверенные опытно, говорят нам, что мы обретаем связь со всем, с чем только мы однажды взаимодействуем, в том числе и взаимодействуя просто как наблюдатели. Здесь же стоит вспомнить и о барашке, которого просил нарисовать Маленький принц. Когда барашек был изображен определенным - «хилым», «большим», «старым» - такие варианты не устраивали Душу, необремененную пространственными ограничениями и определенностью. Лишь барашек в коробке, словно «кот Шрёдингера», известный символ парадокса всей квантовой неопределенности, может удовлетворить запросы Души. Наблюдатель и Наблюдаемое неотъемлимо взаимосвязаны, Наблюдатель порождает Наблюдаемое, а не просто воспринимает его как нечто внешнее и отдельное от него, но наблюдать же можно не только органами зрения — глазами, но и Сердцем, о котором подсказал Лис, а также воображением, к которому призывал сам Маленький Принц людей, стоя тогда на высокой горе.

Мы в ответе за всё, что только можем себе вообразить.

Стрелочник, повстречавшийся Маленькому принцу на Земле — это Харон, и он же - Анубис, проводник и судья Душ, решающий, кому отправляться направо (в мир Прави согласно славянской мистической философии, а кому - налево (в левый, зловещий-sinistrum, ложный-zurdas мир). Пока одни уносятся в Неизвестность по двум направлениям, встречные составы привозят новых людей на Землю. Стрелочник, он же Жнец, знает, что тот же поезд, который везёт человека по жизни, потом повезёт его дальше за пределы этого мира, оттого он и сокрушается положением большинства бессознательно живущих и бессознательно умирающих людей:

- Ничего они не хотят, - сказал стрелочник. - Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.

- Одни лишь дети знают, чего ищут, - промолвил Маленький принц.

- Люди забираются в скорые поезда, но уже сами не понимают, чего ищут, - сказал Маленький принц. - Поэтому они не знают покоя и бросаются то в одну сторону, то в другую...

Потом прибавил:

- И все напрасно...

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»

(Евангелие от Матфея, 18:3)

Духовная способность «видеть невидимое» раскрывается в «Последнем Завете» Маленького Принца лётчику, уже оживающему физически («я рад, что ты нашел, в чем там была беда с твоей машиной»), возвращающемуся в Земной Мир. Здесь Душа говорит Телу о том, что мир каждого из нас не какой-то «общепринятый», стандартизированный, а уникальный и индивидуальный, а значит и по-своему прекрасный согласно внутренней красоте каждого:

- У каждого человека свои звезды. Одним — тем, кто странствует, - они указывают путь. Для других это просто маленькие огоньки. Для ученых они — как задача, которую надо решить. Для моего дельцА они — золото. Но для всех людей звезды — немые. А у тебя будут совсем особенные звезды...»

Это и есть Новое Рождение Свыше, Новое Сознание, когда всё то, что до этого было «немым», теперь становится для тебя особенным, по-детски смеющимся тебе всякий раз в ответ. Смеяться звездам и вместе звездами, находить утешение и радость осознавания Красоты — это и есть настоящее богообщение, в этом может заключаться Жизнь Любви и Любовь к Жизни. И пусть даже твои самые близкие друзья при этом решат, что ты сошел с ума, Истина твоего мира все равно остается Истиной.

Смерти нет, есть лишь путешествия по планетам, и то, что уму кажется смертью, отнюдь никак не правда для Души, полёт которой способен унести нас туда, куда не удаётся подняться с тяжелым грузом тела.

«Это все равно, что сбросить старую оболочку. Тут нет ничего печального...»

Так делают гусеницы, чтобы взлететь в просторы к небу пёстрой бабочкой, так сезонно расстаются со своим твёердым экзоскелетом, дающим по необходимости способность охотиться и защищаться, раки и крабы. Но боится ли рак потери своей оболочки? Возможно, да, в период линьки боится, становясь уязвивым при своей неизбежной открытости. Радуется ли рак обретению новой оболочки? Скорее всего радуется. Но если мы - люди, а не гусеницы и раки, то почему всё еще приходим в ужас и впадаем в депрессию при мыслях о смене оболочки и образа бытия, совсем позабыв, что не Господь Бог, и не мы сами в глубине Души так решили, а лишь по наущению словами других выбрали считаит, что за этой трансформацией следует «конец».

В заключение произведения Экзюпери пишет:

«Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Этот же уголок пустыни нарисован и на предыдущей странице, но я нарисовал еще раз, чтобы вы получше его разглядели. Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез.»

Не обязательно иметь развитое воображение или глубокие познания символизма, чтобы разгладеть в повторяющемся рисунке Женское Лоно, дающее возрождение и воплощение Маленьким Принцам — Душам на Земле, которым в конечном счёте опять приходится с неё однажды уходить.

Но Души покидают планету Земля обязательно в осознании:

- На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду пять тысяч роз... и не находят того, что ищут...

- Не находят, - согласился я.

- А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной-единственной розе, в глотке воды...

Экзюпери в своей книге «Планета людей» написал:

«Слишком много людей, которым никто не помог пробудиться».

Я полагаю, что сам Антуан помог и еще обязательно поможет в этом многим. «Маленький принц» содержит в себе удивительное множество притч, мудрых афоризмов, философских вопросов. Также, как нет ничего бессмыленно случайного, так и встреча меня-ребёнка с ребёнком внутри Экзюпери, Маленьким Принцем, в чем-то тоже была и стала мне судьбоносным. В труде Ольги и Сергея Бузиновских «Тайна Воланда» проводится символьно-астрологический анализ произведения Экзюпери, в результате которого значится дата моего нового рождения:

Все признаки свидетельствуют о том, что Сент-Экзюпери зашифровал в своей сказке так называемый натальный гороскоп - астрологический "чертеж" какого-то великого рождения. Малыш жил на астероиде Б-612. "Но мы, те, кто понимает, что такое жизнь, - мы, конечно, смеемся над номерами и цифрами!" - добавляет автор. Маленькая планета, управляющая земной жизнью - Луна? Древние астрологи считали, что, спускаясь в земную юдоль, человеческая Душа поочередно посещает Луну, Солнце, Меркурий, Венеру, Марс, Юпитер и Сатурн - семь могущественных сущностей, называемых планетами. Душа облекается во все более плотные оболочки и получает присущие каждой планете качества. Земля дарует последнее тело - самое плотное, - от которого Душу освобождает смерть. В алхимии это соответствует первой стадии Великого Делания ("брак Луны и Солнца") - смерти первичного вещества и "отделению тонкого от грубого". Золотые волосы и царское одеяние мальчика ясно указывают на солнечный знак Льва. Это подтверждает и странное посвящение, предпосланное "Маленькому принцу": "Леону Верту, когда он был маленький". "Леон" - "лев". "Нарисуй барашка!" - просит мальчик: еще в Древнем Египте "барашком" именовали декан - тридцать шестую часть зодиакального круга, десять градусов. Таким образом, каждый знак имел три "барашка" - столько и нарисовал летчик! Но мальчику рисунки не понравились: ему нужен был символ - ящик с тремя дырочками. Ясно также, что имелся в виду средний "барашек": "не такой уж он и маленький!" Среднее положение - 15 градусов. 15 градусов Льва считается одной из четырех особых небесных точек (15 градусов - Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея), известных каждому астрологу. Это так называемые "врата схождения аватар" - дни, предпочтительные для воплощения в человеческое тело высшего существа. 15 градусов Льва соответствуют 7-8 августа. Прибавив девять месяцев (280 суток) к максимуму, мы получим 14 мая.

Алексей В. Медведев, 2009-2015 гг.